“Марта” купила “Столицу” за $20 млн
Холдинг “Марта” объявил о завершении сделки по приобретению у концерна “Россиум” сети магазинов “Столица-Север”, входившей в ассоциацию московских розничных компаний “Столица”.
Как сообщил Георгий Трефилов, президент холдинга “Марта”, сумма сделки составила более $20 млн. “Столица-Север” объединяет шесть супермаркетов торговой площадью 8 тыс. м2, оборот сети в 2002 году достиг $40 млн. К началу 2004 года все приобретенные объекты начнут работать под маркой Spar. По словам Романа Авдеева, председателя совета директоров ОАО “Россиум”, потратив около $12 млн на покупку акций “Столицы-Север”, концерн изначально планировал последующую продажу сети.
Сделка была проведена с участием ОАО “Импэксбанк”.
ОАО “Импэксбанк” обеспечивает кредитование розничных проектов холдинга “Марта” с первых дней развития проекта Spar. Как рассказал Дмитрий Еропкин, председатель правления ОАО “Импэксбанк”, кредитная линия для холдинга “Марта”, в рамках которой, в частности, была профинансирована сделка с концерном “Россиум”, составляет $50 млн.
Холдинг “Марта” проведет частичную реорганизацию и переоборудование магазинов “Столица”. Планируется расширить торговую площадь и заменить кассовые терминалы. По словам Георгия Трефилова, дополнительные инвестиции составят $2–2,5 млн. После проведения работ суммарная торговая площадь шести магазинов увеличится с 8 до 9,5 тыс. м2. Магазины сети “Столица-Север” начнут работать под маркой Spar в течение ближайших 6 месяцев.
Розничная компания Spar International была основана в Голландии в 1932 году. Сегодня 18 тыс. супермаркетов сети открыты в 32 странах, суммарный оборот в 2002 году составил 26,6 млрд евро. Spar International в своем развитии активно использует франчайзинг. В 2000 году обладателем генеральной франшизы в московском регионе стала компания “Спар Ритэйл”. В 2001 году холдинг “Марта” приобрел у “Спар Ритэйл” суб-франшизу на марку Spar и открыл первый магазин под одноименным брэндом. В августе этого года холдинг приобрел 79% акций “Спар Ритэйл”. Бывший обладатель контрольного пакета акций, инвестиционная группа Delta Capital сохранила за собой 21% акций (она также владеет генеральной франшизой на развитие сети Spar в Нижнем Новгороде).
По планам холдинга в текущем году оборот сети Spar, без учета магазинов “Столица”, составит около $80 млн. По состоянию на начало сентября этого года в Москве работало 11 супермаркетов Spar. По словам Георгия Трефилова, до конца года будет открыто еще пять объектов, в том числе гипермаркет в Казани, площадью более 3,5 тыс. м2. Суммарная торговая площадь сети составит 30 тыс. м2. В ближайших планах выход на рынок Санкт-Петербурга: уже ведется строительство первого объекта, еще 2-3 магазина планируется приобрести в 2004 году.
“Марта” продолжит инвестирование в проект Spar. Как сообщил Георгий Трефилов, до конца 2004 года в развитие сети будет вложено $150 млн. Инвестиционный бюджет образуют собственные средства, а также две кредитные линии: “Импексбанка” в размере $50 млн и банка “Зенит” – $60 млн.
Холдинг “Марта” инвестирует $60 млн в строительство и оснащение распределительного центра. Приобретен земельный участок на пересечении МКАД и Алтуфьевского шоссе. Общая площадь комплекса составит 30 тыс. м2, первая очередь, площадью 15 тыс. м2, будет сдана в эксплуатацию в конце 2004 года.
Холдинг “Марта” был основан в 1992 году. Помимо розничного проекта Spar к основным направлениям деятельности относятся торговля строительными материалами и производство полимерной упаковки. В 2002 году суммарный оборот холдинга составил $200 млн.

“Лента” перерезала четвертую ленточку
Розничная сеть “Лента” открыла четвертый торговый комплекс. Новый объект расположен на Бухарестской улице в Санкт-Петербурге. Как рассказал Олег Жеребцов, генеральный директор ООО “Омни” – оператора розничной сети “Лента”, объем инвестиций в проект составил $12 млн, строительство комплекса началось в конце января текущего года. Магазин работает круглосуточно и предлагает покупателям 8 тыс. наименований продовольственных и непродовольственных товаров. Торговая площадь четвертой “Ленты” составляет 11,9 тыс. м2. На территории центра имеется парковка на 900 автомашин. По планам “Омни” новая “Лента” сможет ежедневно обслуживать около 13 тыс. покупателей: розничных, оптовых и корпоративных (юридических лиц). В открывшемся магазине работает пекарня, а также отделы свежего мяса и рыбы.
“Лента” приступила к строительству пятого комплекса на Таллиннском шоссе, который должен открыться к концу этого года, и шестого – на Выборгском шоссе в Санкт-Петербурге. Торговая площадь пятого объекта составит около 12 тыс. м2. Ассортимент товаров будет включать 8–10 тыс. наименований.
Затем по плану – строительство торговых комплексов в Шушарах и на Петергофском шоссе. В ближайшие 2-3 года сеть увеличится до 7– 9 сетевых магазинов в Санкт-Петербурге, инвестиции в развитие составят около $50 млн.
Торговая сеть “Лента” сотрудничает с 680 поставщиками. Доля непродовольственных товаров в ассортименте составляет примерно 40%.
“Лента” имеет систему дисконтных карт, с помощью которой покупатель получает возможность не только делать покупки со скидкой, но и становится участником различных рекламных акций. В частности, владельцы карточки участвуют в розыгрышах призов и бонусных программах в зависимости от объема покупок, а также получают купоны на приобретение товаров со специальными скидками. “Лента” работает в формате “оптовый центр”. С 31 марта 2003 года все магазины сети работают круглосуточно.
Торговая марка розничной сети “Лента” была зарегистрирована в 1994 году. В марте 1996 года на Тихорецком проспекте в Санкт-Петербурге был открыт первый магазин под брэндом “Лента”.
В сентябре 1999 года произошло слияние небольших магазинов сети и одновременно завершились работы по строительству торгового комплекса “Лента” принципиально нового формата.
Магазин на проспекте Энергетиков, торговая площадь которого составила 2423 м2, стал первым объектом действующей сегодня сети из четырех торговых центров. Второй магазин “Лента”, общей площадью 8 тыс. м2, открылся в мае 2001 года. Третий, оснащенный 36 кассовыми терминалами, начал работу в ноябре прошлого года.

“Петровский” бюджет – $150 млн в развитие сети
ЗАО “ПФК “БИН”, оператор сети “Петровский”, намерено инвестировать в 2003–2006 годах $150 млн в развитие розницы. Как сообщил “МД” Олег Гвоздик, директор по маркетингу сети универсамов “Петровский”, в 2004 году инвестиции компании достигнут $70 млн, при этом число магазинов будет увеличено до 34. В настоящее время сеть насчитывает 17 магазинов. До конца 2003 года компания планирует открыть четыре новых объекта: три универсама на улице Маршала Катукова, улице Голубинская и Боровском шоссе, а также один торговый центр на улице Мусы Джалиля. Торговая площадь новых универсамов составит 1–2,2 тыс. м2. Суммарные инвестиции в 2003 году будут составлять $50 млн.
Недавно “Петровский” представил новую услугу – прием платежей через систему “Рапида” на кассах универсамов сети. Тестирование данной системы в одном из универсамов “Петровский” показало востребованность данной услуги и целесообразность установки необходимого оборудования во всех магазинах торговой сети. Отличительной особенностью услуги является то, что платежи принимаются от всех крупных операторов мобильной связи: “МТС”, “БиЛайн”, “Мегафон”, “МСС”, “Сонет”. Покупателю достаточно назвать оператора мобильной связи и номер своего телефона, чтобы оплаченная сумма поступила на счет. Размер денежной суммы, перечисляемой за услуги связи, не ограничен. C середины сентября услуга будет предложена во всех магазинах “Петровский”. При помощи “Рапида” можно будет оплатить и просмотр коммерческого телевидения: “Космос ТВ”, “Диво ТВ”, “НТВ+”. Инфраструктуру платежной системы составляют процессинговый (“Платежная интернет-система “Рапида”) и расчетный (“Межбанковская электронная расчетная палата”) центры. Услуги предоставляются под зарегистрированной торговой маркой “Рапида”, которая действует на рынке перевода платежей с сентября 2001 года. Система использует патентованные технологии и промышленные образцы.
История торговой сети “Петровский” началась в 1997 году. К тому времени сформировался холдинг – промышленно-финансовая компания “БИН” – более чем из 40 российских компаний. Группой частных инвесторов этой структуры и был открыт первый супермаркет.
Второй магазин сети “БИН” был открыт в 1999 году. В 2000 году начали свою работу пять новых универсамов, в 2001 году – шесть, а в 2002 вступили в строй еще четыре объекта. В 2003 году сеть сменила вывеску магазинов на “Петровский”. Супермаркеты позиционируются как “магазин рядом с домом”, где в ассортименте представлено около 15 тыс. позиций.

Юбилейный “Перекресток” на Волге
Торговый дом “Перекресток” увеличил число объектов сети до 50. Юбилейным стал гипермаркет в Самаре, площадью 8 тыс. м2. Новый “Перекресток” открылся в торговом центре “Парк Хаус” на месте магазина “Мегамаг”. Этот объект торговый дом купил у компании “Русский сувенир 2000” весной этого года.
За две недели до открытия самарского “Перекрестка” приступил к работе супермаркет сети в Тольятти, в торговом центре “Русь на Волге”. Торговая площадь магазина – 2 тыс. м2, ассортимент – 18 тыс. позиций. Как сообщил председатель совета директоров ТД “Перекресток” Лев Хасис, инвестиции в оба проекта составили около $12 млн. Всего в 2003 году “Перекресток” вложит в развитие сети около $50 млн.
Особенностью самарского гипермаркета станет широкий ассортимент электробытовой техники, который составит 30 тыс. наименований товаров, более трети из которых – продукция местных производителей.
Самарская область стала третьим регионом России, где начинает действовать сеть ТД “Перекресток”. С 1995 года компания работает в Москве и Московской области, а в прошлом году открыла магазин в Санкт-Петербурге. Как отметил Евгений Шидяев, директор по коммуникациям ТД “Перекресток”, с открытием двух магазинов в Поволжье начинает развиваться региональная сеть с центром в Самаре. До 2005 года “Перекресток” планирует открыть в Самаре и других городах Поволжья несколько новых магазинов.
Последним важным событием для сети “Перекресток” в Московском регионе стало открытие супермаркета на арендованных площадях в торговом центре “Универмаг “Наш”, расположенном в поселке “Горки-2” на Рублево-Успенском шоссе. “Перекресток” на правительственной трассе стал первым двухуровневым супермаркетом сети. Магазин состоит из двух залов общей торговой площадью 1,1 тыс. м2. Сообщение между залами осуществляется посредством травалатора, позволяющего подниматься и спускаться с тележками. По оценке Александра Свинова, аналитика “Альфа Банка” по рознице и потребительским товарам, стоимость супермаркета составила $2,5–3 млн.
Супермаркет в “Горках” предлагает своим покупателям 15 тыс. наименований товаров, среди которых 20% составляют эксклюзивные позиции категории premium – деликатесы и алкоголь – не представленные ни в одном магазине сети.
По предварительным прогнозам, в первое время работы магазин будут посещать примерно 2 тыс. покупателей в день.
– Пропускная способность магазина – 5 тыс. человек в день, – говорит Владимир Лищук, директор супермаркета “Перекресток” в “Горках”. – И мы планируем сделать все возможное, чтобы увеличить число посетителей.
ЗАО “Торговый дом “Перекресток” – одна из первых отечественных сетей розничной торговли продуктами питания – было создано в 1995 году. Сегодня сеть объединяет 50 объектов торговли, а также собственный распределительный центр. В состав “Перекрестка” входят 2 гипермаркета, 39 супермаркетов, 8 дискаунтеров “Мини-Перекресток” и один магазин нового формата “Перекресток рядом”, открытый летом этого года.
В среднем ассортимент супермаркетов “Перекресток” насчитывает 20 тыс. наименований, свыше 75% из них составляют продукты питания. Число сотрудников превышает 7 тыс. человек. Оборот компании за 2002 год составил около $340 млн. Планируется, что в текущем году динамика оборота будет составлять не менее 30%.

В МИРЕ